Статьи
История создания дизельного генератора
Изобретенные еще в конце XIX века, дизельные генераторы и сегодня являются одним из наиболее популярных источников электроэнергии. Простые в использовании, экономичные и долговечные, они значительно снижают нагрузку на городские электросети. В качестве резервного источника питания они широко используются на предприятиях и в загородных домах. В регионах без централизованного энергоснабжения дизельная электростанция – настоящий выход из положения.
Дизельные генераторы сегодня
Дизельный генератор представляет собой установку, которая вырабатывает электроэнергию за счет сжигания дизтоплива. Такое устройство сочетает в себе дизельный двигатель и электрогенератор. Время работы агрегата ограничивается исключительно запасами топлива.
Чаще всего дизельные генераторы используются в качестве аварийного источника электричества в учреждениях и организациях, где необходимо бесперебойное электропитание: в больницах, банках, промышленных объектах. Подходят они и для временного энергоснабжения торговых площадей, концертных зон, строек. При необходимости дизельные установки обеспечивают постоянное электропитание в удаленной загородной местности, в экспедициях, на яхтах.
Не угасающая популярность дизельных генераторов обуславливается:
- портативностью;
- компактностью;
- долгим сроком службы (от 10 лет);
- возможностью работы в экстремальных условиях (от 60 градусов ниже нуля и до +60);
- экономичностью;
- экологичностью;
- низкой шумностью.
Последние достижения в сфере электроники сделали этот агрегат практически идеальным источником электроэнергии. Современные дизельные электростанции оснащаются ДВС и высокоточными электронными устройствами. Работа такого генератора почти не требует человеческого вмешательства: сложная система контроля и управления самостоятельно следит за автономной работой дизельной установки и за выполнением всех функций.
В отличие от других изобретений прошлого и позапрошлого веков, дизельгенератор и не думает утрачивать свою популярность и востребованность. Человечеству пока неизвестна достойная альтернатива, которая бы позволила при минимуме затрат получать бесперебойное электропитание, не зависящее от внешних условий. А с чего же все начиналось более чем 100 лет назад?
Дизельные генераторы: предыстория
Хотя официальным «отцом» дизельного генератора часто считают Рудольфа Дизеля, предпосылки к изобретению возникли еще в 1831 году – почти за 25 лет до рождения признанного первооткрывателя. Именно тогда британец Майкл Фарадей впервые представил на суд общественности катушку из медной проволоки – прототип современного электрогенератора.
Незамысловатый по сегодняшним меркам прибор состоял из уже упомянутой медной катушки и магнита. Электрический ток возникал в нем под воздействием магнитного поля, когда магнит вращался относительно катушки. Чуть позже Фарадей усовершенствовал свое изобретение: теперь катушка двигалась относительно магнита, который находился в стационарном положении. Вследствие ее вращательного движения возникал непрерывный электрический ток.
Более чем через 70 лет неизвестный гений соединит это открытие и дизельный двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля в одно устройство, известное сегодня как дизельный электрогенератор.
Дизель и двигатель внутреннего сгорания
Человек, чьим именем впоследствии назовут совершенно новый тип двигателя, приступил к работе над ним в 1890 году. В это время Рудольф Дизель выдвинул теорию, согласно которой улучшить КПД двигателя можно, впрыскивая топливо в цилиндр с уже сжатым воздухом. Следует отметить, что тогда верхом инженерной мысли считалось изобретение немца Николая Отто – двигатель, чей КПД составлял всего 12%. Своему же открытию Дизель пророчил рекордные на то время 70%.
Новый двигатель Рудольф Дизель запатентовал в 1892 году. Изначально в качестве горючего изобретатель рассматривал угольную пыль, однако опыты продемонстрировали ее полную непригодность. После этого следовал целый ряд экспериментов с другими веществами, и наконец, очередь дошла до частично очищенной нефти. Именно это топливо позволило Дизелю воплотить свой замысел.
Первый подобный двигатель, вес которого составил несколько тонн, был построен в 1893 году. Более трех лет продолжалось его усовершенствование, и только в 1897 агрегат заработал. Его КПД оказался около 27%, что превышало результаты всех существующих на то время машин.
Свое изобретение Дизель назвал экономичным термическим двигателем, однако в 1913 году, после смерти ученного, его детище было переименовано во всемирно известный дизельный ДВС.
Дизельный электрогенератор: эволюция в ХХ веке
Дизельным двигателем изначально оборудовали стационарные механизмы, морские суда. Ввиду некоторых недоработок, изобретение Дизеля не было универсальным, поэтому сфера его применения оставалась достаточно узкой. И только в начале ХХ века неизвестный инженер объединил два величайших открытия прошлого столетия: электрогенератор и дизельный двигатель.
Массово выпускать дизельные генераторы начали английская компания Perkins и американская Caterpillar. И хотя с того времени прошло более 100 лет, и сегодня обе корпорации являются признанными и уважаемыми ветеранами в сфере производства дизельных электростанций.
Уже в 20-х годах прошлого века первыми диковинными дизельными установками оснастились крупные фермы Европы и Америки. Позже пришел черед и небольших фабрик, где электричество требовалось нерегулярно.
Со временем промышленные электросети несколько потеснили дизельные электрогенераторы. Однако на протяжении долгого времени они остаются резервным, а в некоторых случаях и основным источником электроэнергии. Постоянное совершенствование технологий ведет к тому, что дизельные установки становятся все более компактными, надежными, производительными, функциональными. И все больше людей отдают предпочтение именно им как гаранту бесперебойного электропитания в любых условиях и обстоятельствах.